www.swimball.narod.ru 

                                                              Домой ] Вверх ] Обратная связь ] Карта сайта ] Форма поиска ]

                                                                                                     История брасса
История плавания в России • История плавания • История кроля на спине • История кроля на груди • История брасса • История баттерфляя

 

 

     

 

                                 

Брасс — один из древнейших способов плавания. В программу олимпийских игр включен с 1904 г.

Долгое время пловцы пользовались техникой так называемого классического (ортодоксального) брасса. Лицо пловца все время находилось над водой, вдох выполнялся во время гребка руками. Ноги являлись основной движущей силой. Рабочее движение ногами приходилось на вытянутые вперед руки. После гребка ногами наблюдалась выраженная фаза скольжения.

Советские пловцы одними из первых усилили движения руками, а в момент выведения рук и скольжения стали опускать лицо в воду. Так плавал заслуженный мастер спорта Л. К. Мешков. Его результаты в предвоенные годы на дистанциях 100 и 200 м (1.14,6 и 2.47,2 соответственно) близко подходили к лучшим мировым достижениям.

С 1935 по 1952 г. в соревнованиях в заплывах брассом разрешали применять баттерфляй. И хотя представители брасса часто оказывали достойное сопротивление баттерфляистам, особенно на дистанции 200 м, все же преимущество баттерфляя в скорости было очевидным.

С 1953 г., после выделения баттерфляя в самостоятельный способ плавания, начался новый этап развития брасса. Советский пловец В. Минашкин (тренер С. Кобелев) стал первым рекордсменом мира в брассе. Стиль В. Минашкпна отличался сильным гребком руками, подхватывающим рабочее движение ногами в момент, когда оно полностью еще не завершилось. Этот элемент безнаплывной координации сегодня взят на вооружение многими сильнейшими брассистами мира.

Правила соревнований тех лет разрешали пловцу погружаться под воду с головой. Поэтому на Олпмппйских играх 1956 г. почти все брассисты-мужчины применили вариант “ныряющего” брасса с длинным гребком руками до бедер. Такой техникой хорошо владел X. Юничев, который первым в истории советского плавания завоевал олимпийскую медаль (3-е место на дистанции 200 м с результатом 2.36,8).

Международная федерация плавания внесла в 1957 г. дополнения в правила соревнований, запрещающие заныривание пловца на дистанции. Погружение под воду разрешалось только после старта и поворотов. Начались новые поиски скоростных вариантов брасса. И если женщины твердо придерживались канонов классического брасса вплоть до Олимпиады 1968 г., то у мужчин в последние 15 лет произошла настоящая “техническая” революция.

На Олимпийских играх 1960 г. в Риме новый вариант техники продемонстрировали первые два призера — американец У. Малликен и японец К. Осаки. Тело пловцов лежало ровно, но глубоко в воде; над водой находилась лишь верхняя часть головы. Гребок руками выполнялся широко, однако за линию плечевого пояса они не заходили. Во время гребка лицо оставалось в воде. В момент энергичного движения согнутыми руками вниз-внутрь к груди в конце гребка плечевой пояс и голова на короткий миг приподнимались над поверхностью — пловец выполнял быстрый вдох. Руки выводились вперед, вслед за ними лицо погружалось вновь в воду, следовал мощный толчок ногами. Этот вариант получил название брасса с “поздним” вдохом или “прыгающего” брасса (за своеобразный ритм движений головой).

Технику брасса с “поздним” вдохом творчески развили советский тренер А. Ткаченко и его ученик Г. Прокопенко. Во время плавания тело Г. Прокопенко занимало высокое положение в воде — спина полностью обнажалась. Сильный гребок руками выполнялся по “округлой” траектории. В первой половине гребка руками пловец как бы подтягивался, в конце гребка - мощно отталкивался. Плечевой пояс в этот момент не “выпрыгивал”, а плавно “выскальзывал” вверх-вперед и после вдоха так же плавно уходил вслед за руками вперед-вниз. После гребка ногами таз и бедра приподнимались — пловец принимал ровное положение у поверхности, словно скользил по вершине встречного потока воды. Ноги подтягивались в основном за счет “забрасывания” пяток к ягодицам.

Г. Прокопенко с честью представлял советскую школу брасса. Он был чемпионом Европы 1962 и 1966 гг., завоевал серебряную медаль на Олимпийских играх в Токио (200 м—2.28,2)

Золотую медаль в Токио завоевала 15-летняя школьница из Севастополя Г. Прозуменщикова (тренер Е. Л. Алексеенко). Она преодолела 200 м брассом за 2.46,4. Ее техника классического брасса с небольшим наплывом в движениях руками отличалась простотой, экономичностью и высокой надежностью. Это позволило спортсменке не только установить мировые достижения, но и стать чемпионкой Европы 1966 и 1970 гг., а на Олимпийских играх 1968 и 1972 гг. выиграть еще 2 серебряные и 2 бронзовые медали.

BrassHistori.jpg (12154 bytes)

Рис. 1. Техника плавания “слитным” брассом И. Морчукова

И все же, несмотря на увеличение мощности движений, техника классического брасса с выраженной паузой в движениях руками на сегодня почти исчерпала возможности повышения скорости. Ее стали вытеснять варианты темпового брасса с узкой амплитудой и непрерывным согласованием движений рук и ног.

Различные варианты темпового брасса с успехом применяли советские брассисты на Олимпийских играх 1968 г.: двукратный серебряный призер В. Косинский, бронзовый призер Н. Панкин, а также Е. Михайлов и И. Морчуков. Большая заслуга в этом принадлежит их тренерам: Г. В. Яроцкому; О. В. Храламовой; М. В. Бричкову и В. М. Морчукову.

Техника И. Морчукова отличалась своеобразным согласованием с ярко выраженным слиянием рабочих фаз в движениях рук и ног (рис. 1, а-е). Из исходного положения руки пловца начинали захват воды, а ноги вслед за этим — рабочее движение (рис. 1, б). Короткий гребок ногами заканчивался их выпрямлением, руки в это время продолжали основную часть гребка (рис. 1, в, г, д). Фазы выведения рук вперед, подтягивания ног и вдоха совпадали (рис. 1, е). Внешне это выглядело так, будто бы пловец одновременно начинал гребок руками и ногами. В технике плавания И. Морчукова рациональные элементы “безнаплывного” брасса В. Минашкина, Г. Прокопенко и других советских пловцов получили дальнейшее развитие. Однако полное слияние рабочих фаз движений рук и ног усложнило координацию движений, сделало ее менее устойчивой к сбивающим факторам. Более рациональным следует признать вариант согласования, в котором рабочие движения руками и ногами совпадают лишь частично. Таким согласованием характеризуется техника плавания Н. Панкина.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования

 

Домой ] Вверх ]

Отправить сообщение DiAl16@Rambler.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
 
Hosted by uCoz